Монтажный блок ВАЗ: устройство и ремонт

С каждым годом электрическая система современного автомобиля становится всё более сложной и менее понятной. Поэтому уже давно ведётся дискуссию на тему упрощения обслуживания и ремонта электросистемы. Особый подход к компоновке определенных компонентов системы — это один из наиболее эффективных способов решить данную проблему. Например, объединение в одном компактном блоке всех реле и предохранители — очень удобный вариант.

Монтажный блок реле и предохранителей — это общий «центр управления» для автомобильной электросистемы. Он обеспечивает включение, выключение и защиту электронных компонентов, объединяет элементы управления и защиты.

Монтажный блок: где расположен и за что отвечают его компоненты

Плавкие элементы располагаются на своеобразной электронной плате, которая на автомобиле ВАЗ находится под капотом. Там располагаются и коммутирующие реле. Если открыть капот, можно увидеть, что монтажный блок (как старого, так и нового образца) находится возле лобового стекла прямо напротив сидения пассажира.Расположение блока

Монтажный блок старого образца

Монтажные блоки старого образца устанавливается только на карбюраторные автомобили. Хотя на карбюратор можно установить и новый образец. Старый блок оснащён 17 плавкими предохранителями. Каждый элемент отвечает за защиту одной либо нескольких цепей. Каждый элемент отвечает за защиту одной или нескольких цепей.

Рассмотрим предназначение каждого реле. Крайнее левое реле отвечает за коммутацию цепи обогрева заднего стекла. Второе по порядку слева реле предназначается для управления цепью очистителей и омывателей фар (этот элемент присутствуеи не во всех моделях). Третий по счету элемент предназначен для коммутации цепей звукового сигнала. Предназначение четвёртого гнезда (на фото оно пустое) — для коммутации цепи мотора вентилятора охладительной системы. Например, автомобилям ВАЗ 2107 после 2000 года выпуска этот элемент не нужен. Последние два реле необходимы для управления цепями фонарей дальнего и ближнего света.Монтажный блок старого образца

Монтажный блок нового образца

Некоторые автомобили ВАЗ 2107 уже оснащены монтажными блоками нового образца. Новые «семерки» оснащаются подобным по размеру ящиком, только с видоизмененными плавкими элементами. Предназначение реле аналогичное с образцом старого вида. Оба устройства выполняют одинаковые функцию, однако они отличаются формой, расположением, видом элементов.

Блок нового образца

Инжектор

Существуют карбюраторные и инжекторные модели ВАЗ. Инжекторные на сегодняшний день более распространены. Суть процесса заключается в том, что бензин под давлением подается в топливную рампу, в которой производится смешивание с очищенным воздухом в пропорции 14 к 1. При открывании клапана смесь попадает в камеру сгорания беспрепятственно (так как она всегда находится под давлением). Происходит воспламенение, и поршень совершает рабочий ход. При этом вращается коленчатый вал, и автомобиль приводится в движение.

За работу всех узлов отвечают различные датчики, которые производят замер температуры, давления, количества воздуха и бензина. Все сигналы подаются на микроконтроллерный блок управления. В нем заложен специальный алгоритм, который регулирует работу всех основных узлов и механизмов.

Прочитайте, может пригодится:  Если не работает электродвигатель отопителя (моторчика печки) Ваз-2107

Составляющие двигателя ВАЗ-2107 (инжектора) — это одни из самых важных считывающих устройств.

Компоненты инжектора:

  • датчик скорости;
  • датчик распределительного вала;
  • система зажигания;
  • датчик положения заслонки;
  • топливные форсунки;
  • датчик давления топлива;
  • лямбда-зонд (датчик, который позволяет оценить содержание кислорода в отработанных газах).

Стоит отметить, что инжекторный ВАЗ 2107 оснащён дополнительными предохранителями и реле (расположены в салоне машины под бардачком). В состав входят 3 плавких элемента и 3 реле. Отвечают они за защиту основного реле, электрического бензонасоса, ЭБУ двигателя. Реле стартера располагается отдельно и находится на правом брызговике в области моторного отсека.

Замена плавких предохранителей противотуманных фар

На ВАЗ 2107 имеется еще один плавкий предохранитель, который отвечает за функционирование противотуманных фар. Многие автовладельцы «семерки» часто не могут найти это устройство. Расположено оно непосредственно под консольной центральной панелью. Там находится кнопка включения противотуманных фар, рядом возле которой и расположился предохранитель. Чтобы его заменить, потребуется извлечь панель. Располагается данный агрегат в круглом продолговатом контактном коробе. Для замены необходимо вынуть его и поменять на новый.

Для того, чтобы проверить или заменить плавкие предохранительные фары, необходимо выполнить следующую последовательность операций:

  1. Выключить питание автомобиля.
  2. Отвёрткой отсоединить выключатели из консоли в том месте, где установлена магнитола, обеспечив свободный доступ.
  3. Вытащить пластиковую вставку на консоли отжав её отвёрткой, чтобы открылся доступ к корпусу предохранителя противотуманных фар.
  4. Достать корпус и провести проверку или замену плавкой вставки.
  5. Собрать все элементы и выключатели в обратной последовательности, убедиться в работоспособности противотуманных фар.

Руководство по демонтажу и замене

Меняем блок предохранителей

Замена предохранителей и реле необходима только в случае невозможности ремонта. Для демонтажа следует выполнить следующие действия:

  1. От АКБ отсоединяется клемма массы.
  2. Снимается корпус воздушного фильтра.
  3. Отстыковываются все жгуты, которые подходят к БП.
  4. Выполняется снятие полки в салоне под приборной панелью и корпус бардачка, от блока отсоединяется жгут с разъёмом.
  5. С помощью головки на 10 откручивается крепление блока и вынимается корпус вместе с уплотнителем.
  6. Новое устройство монтируется в обратной последовательности.Схема электрооборудования Ваз-2107

Реле играют важную роль в исправности работы системы, потому что они выполняют операции по включению или выключению необходимых функций в автомобиле.

СПРАВКА. В монтажных блоках используется два типа реле, — они отличаются устройством и принципом работы:

  • Электромагнитные реле включения и выключения компонентов — это обычные реле. Их контакты замыкаются и размыкаются при подаче и снятии напряжения.
  • В специализированные реле встроен компактный электронный блок, который включает и выключает те или иные компоненты.

Чтобы проверить работоспособность реле, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Провод массы в автомобиле отключается от АКБ.
  2. Реле легко вытаскивается руками.
  3. Проводится визуальный осмотр контактов, очищаются от окислений, проверяется надёжность штыревых креплений.
  4. Проверка работоспособности выполняется с помощью подачи питания 12В на обмотку с помощью двух отрезков проводов.
  5. При поступлении питания должна сработать катушка, также должны замкнуться контакты, которые можно проверить с помощью мультиметра в режиме позвонки или измерения сопротивления.
  6. Реле следует заменить реле на новое в случае неработоспособности.
Прочитайте, может пригодится:  Как подготовить к зиме аккумуляторную батарею Ваз-2107

Распиновка блока предохранителей 2107

Расположение эленментов монтажного блока

На фото цифрами от 1 до 6 обозначены реле или разъемы для их установки:

  1. Управление обогревателем заднего стекла.
  2. Управление стеклоочистителями и двигателем омывателя фар (при их наличии).
  3. Управление звуковых сигналов (вместо реле установлена заглушка).
  4. Разъем для установки реле управления электродвигателем вентилятора, предназначенного для охлаждения радиатора (в новых моделях ВАЗ 2107 не используется).
  5. Управление электролампами дальнего света фар.
  6. Управление электролампами ближнего света.

Также на фото обозначены компоненты, которые выполняют различные функции защиты (от F1 до F17):

  • F1 защищает цепи: ламп в фонарях заднего хода; вентилятора печки; обогревателя (контрольная лампа включения и реле управления), насоса омывателя и дворника заднего стекла.
  • F2 защищает дворников лобового стекла.
  • F3 в резерве.
  • F4 в резерве.
  • F5 защищает электронагреватель заднего стекла.
  • F6 — цепи прикуривателя, разъема включения переносной лампы, часов на приборной панели.
  • F7 — предохранитель вентилятора системы охлаждения и сигнала.
  • F8 — цепи управления поворотников в режиме «аварийки».
  • F9 — защита цепей «противотуманок» и реле напряжения генератора для ряда моделей ВАЗ.
  • F10 защищает контрольные лампы приборной панели.
  • F11 — цепи включения ламп «стопов».
  • F12 — цепи правой фары дальнего света.
  • F13 — защита левой фары дальнего света и контрольной лампы.
  • F14 — защита цепей габаритного света фар (передний левый и задний правый), освещения заднего номера, лампы освещения моторного отсека.
  • F15 — защита цепей габаритного света фар (передний правый и задний левый), освещения разъема прикуривателя, бардачка.
  • F16 — правая лампа ближнего света фар.
  • F17 — левая лампа ближнего света фар.

Неисправности монтажного блока и ремонт

При обнаружении неисправности в электрической системе автомобиля, в первую очередь необходимо обратить внимание на монтажный блок — чаще всего поломка связана с выходом из строя отдельных его компонентов. Возможны четыре основных неисправности монтажного блока:

  • перегорание предохранителя;
  • неисправонсть реле;
  • перегорание или иное повреждение токопроводящих дорожек ;
  • повреждение или поломка контактов.

ВАЖНО. Наиболее частой причиной неисправности становится перегоревший предохранитель. Прежде чем менять предохранитель, следует выяснить причины его перегорания, нередко это происходит из-за поломки защищаемого компонента или короткого замыкания в защищаемой данным предохранителем цепи.

Неисправность реле диагностируется довольно просто: вначале нужно попытаться поменять предохранитель. Если это не помогает, — между контактами реле следует вставить проволочную перемычку — если после этого в цепи появляется ток (то есть, неисправность устраняется), то реле подлежит замене. В другом случае причину поломки искать необходимо в самой цепи. В современных монтажных блоках реле устанавливаются с помощью не требующих пайки разъемов, поэтому ремонт можно провести достаточно быстро.

Диагностика и ремонт монтажного блока как и всей электрической системы автомобиля — сложный процесс. Лучшим решением будет обратиться в автосервис или к автоэлектрику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *